Онихолизис – это отслоение ногтевой пластины от ногтевого ложа. Под ногтем при этом образуются пустоты, а ногтевая пластина в этих местах меняет свой цвет на молочно-белый, с синим, жёлтым или коричневым оттенком.

Данное заболевание ногтевых пластин является частным видом более обширной группы заболеваний ногтей под названием ониходистрофия (изменение формы, эластичности, прилегания, цвета и толщины ногтевой пластины).

При онохолизисе отделение ногтевой пластины от ложа может начаться как с боковой стороны, так и с центральной части ногтя. Отслоение ногтя может быть как частичным, так и полным.

Первоочередными последствиями онихолизиса являются эстетические проблемы и повышенная вероятность развития инфекционных осложнений, онихомикоза.

Чтобы провести объективную диагностику и рассмотреть подробнее патологию, часто используется исследование с помощью дерматоскопа (выполняет дерматолог, подолог). В некоторых случаях, для более точного диагноза требуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования, магнитно-резонансная томография (МРТ).

Лечение онихолизиса, особенно консервативное, – это долгий процесс, который может растягиваться на несколько месяцев. Помимо применения лекарств, для достижения положительного результата часто требуются общие меры поддержки.

Вопрос о хирургическом вмешательстве (хирург) обсуждается в индивидуальном порядке и принимается при наличии явных медицинских показаний в условиях клиники (хирургия).

Онихолизис ногтей, виды

Существует несколько разновидностей патологии.

Самой распространенной считается посттравматическая форма. Особенно часто эта форма – у женщин, которые могут получить травму ногтевого аппарата (гипонихий, кутикула, эпонихий, матрикс) во время маникюра, педикюра или ношения неудобной обуви.

Кроме того, существуют грибковый вид (повреждение ногтевой пластины грибковой инфекцией), аллергический (отслоение пластины из-за аллергических реакций), и псориазоформный (напоминающий поражения ногтей при псориазе, но без сопутствующих кожных симптомов).

Симптомы онихолизиса

Симптомы патологии включают в себя визуализацию зоны отслоения, которая имеет характерные признаки, такие как изменение цвета, четкие контуры, иногда – кровоизлияния под ней. Другие возможные клинические признаки варьируются в зависимости от типа онихолизиса и могут включать в себя белые полосы и пятна на ногтях, неровности поверхности ногтя, отслоение кутикулы, истончение ногтевой пластины, её ломкость и повреждение краевой части.

Онихолизис ногтей, причины

Что касается причин онихолизиса, их можно условно разделить на три категории: местные, системные и идиопатические.

Местными факторами, способствующими отслоению, могут быть травмы, воздействие агрессивных химических веществ, наличие инородных тел под ногтем, инфекционные заболевания и использование низкокачественных косметических средств. Грибковое поражение ногтевых пластин часто приводит к отслоениям ногтя. При этом, очень часто пробуют заниматься самолечением и поиском эффективного средства от грибка ногтей, что недопустимо (необходима консультация подолога). Также не следует забывать, что травмы могут не всегда вызывать отслойку ногтевой пластины, и это может зависеть от индивидуальных особенностей пациента. Однако травмы могут привести к расщеплению, образованию трещин ногтевой пластины (онихорексис) и последующей инфекции. После травм ногтя и ложа желательна диагностика, для этого необходимо записаться на осмотр и консультацию подолога (запись у врача подо клиники).

Системные причины включают в себя беременность (из-за гормональных изменений), железодефицитную анемию (связанную с недостатком гемоглобина), злокачественные заболевания, нарушение кровообращения, системную красную волчанку, нарушения щитовидной железы, сифилис, и применение определенных фармакологических препаратов.

Иногда онихолизис может развиваться на фоне хронических дерматологических заболеваний, а в некоторых случаях его причина остается неясной и относится к идиопатической форме этого состояния.

Диагностика онихолизиса

Диагностика заболевания представляет определенные трудности, так как это состояние имеет схожие проявления с онихомикозом и псориазом ногтей. Врачи используют дерматоскопическое исследование для более точной визуализации патологических изменений, часто выявляя точечные или линейные геморрагии в зоне отслоения.

Помимо визуального осмотра ногтевого аппарата, иногда применяется оптическая когерентная томография (ОКТ) с высоким разрешением для более детального изучения состояния околоногтевых тканей.

Онихолизис, лечение

Лечение онихолизиса требует комплексного подхода и может быть как консервативным, так и хирургическим.

При консервативном лечении ногтей учитывают причины и роли индивидуальных факторов, воздействующих на трофику и восстановительные процессы ногтевого аппарата. Важные аспекты включают выбор правильной обуви, временный отказ от маникюра, качественный уход за ногтями в медицинском подологическом Центре (подо центр, прием ведет врач подолог), а также применение системных средств для улучшения кровообращения и восстановления ногтя.

Иногда может потребоваться хирургическое вмешательство для коррекции факторов, вызывающих постоянные повреждения ногтевого аппарата.

В домашних условиях лечение онихолизиса неэффективно. Чудодейственные средства, сыворотка, лекарства, препараты и отзывы в интернете могут навредить. Отсутствие должных знаний, необходимого оборудования для обработки и профессиональных материалов по уходу только затягивают процесс лечения и приводят к осложнениям, инфекции.

Только профессиональная диагностика заболевания, медицинская помощь пациентам при онихолизисе, прием и обработка в кабинете врача подолога даёт положительные результаты: фото до и после лечения.

Онихолизис ногтей на руке
Онихолизис ногтей на руке. До и после лечения.

Онихолизис ногтя на ноге
Онихолизис ногтя на ноге до и после лечения.
пустота под ногтем
Пустота под ногтем, до и после обработки

Если вы обнаружили пустоту под ногтем или изменение цвета ногтевых пластин – не затягивайте, обращайтесь к профессионалам. Ведь любую проблему эффективнее решать именно на ранней стадии.

Профилактика онихолизиса

Профилактика включает в себя выбор правильной обуви, грамотное обрезание ногтевых пластин, профессиональный медицинский маникюр и педикюр (выполняет врач подолог), ограничение использования агрессивных средств и покрытий, таких как гель-лак, и адекватную коррекцию фоновых заболеваний, которые провоцируют отслоения ногтевых пластин.

Подологи и врачи рекомендуют носить качественную, удобную и выбранную по размеру обувь. В обувь желательно вставлять индивидуальные ортопедические стельки.

Также необходимо регулярно проходить осмотры у врача подолога (подо клиника, Центр подологии, сделать запись на прием для обработки).

Избегайте ситуаций, способствующих травме ногтевого аппарата.

Обнаружив у себя отслаивающийся ноготь – не откладывайте визит к подологу. Любую проблему с ногтями или стопой намного эффективнее решать на ранней стадии.

Доверьте своё здоровье профессионалам Центра подологии.

Наш адрес: Симферополь, ул. Старозенитная д.5

Прием пациентов с 9.00 до 19.00